Все ГДЗ

Упражнение 510 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку - ответы

Картинка ГДЗ - задания Упражнение 510 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку

ГДЗ #1

Картинка ГДЗ - Упражнение 510 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку Вариант 1

ГДЗ #2

Картинка ГДЗ - Упражнение 510 ГДЗ Гольцова 10-11 класс по русскому языку Вариант 2
510. Прочитайте фрагменты из работ известных российских учёных и мыслителей XIX—XX вв. Выделите то общее, что является характерным для хорошей речи во все времена.
М. СПЕРАНСКИЙ
ПРАВИЛА ВЫСШЕГО КРАСНОРЕЧИЯ Общие свойства слога
1. Ясность. Первое свойство слога, рассуждаемого вообще, есть ясность. Ничто не может извинить сочинителя, когда он пишет темно. Ничто не может дать ему право мучить нас трудным сопряжением понятий. Каким бы слогом он ни писал, бог доброго вкуса налагает на него непременяемый закон быть ясным. Объемлет ли он взором своим великую природу — дерзким и сильным полётом он может парить под облаками, но никогда не должен он улетать из виду. Смотрит ли он на самую внутренность сердца человеческого — он может там видеть тончайшие соплетения страстей, раздроблять наше чувствие, уловлять едва приметные их тени, но всегда в глазах своих читателей он должен их всюду с собой вести, всё им показывать и ничего не видеть без них. Он заключил с ними сей род договора, как скоро принял в руки перо, ибо принял его для них. А посему хотеть писать собственно для того, чтобы нас не понимали, есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей. Если вы сие делаете для того, чтоб вам удивлялись, сойдите с ума — вам ещё более будут удивляться. <...>
2. Разнообразие. Второе свойство слогу общее есть разнообразие.
Нет ничего несноснее, как сей род монотонии в слоге, когда все побочные понятия, входящие в него, всегда берутся с одной стороны,когда все выражения в обороте своём одинаковы; словом, когда мы в продолжение сочинения предпочтительно привязываемся к одному какому-нибудь образу выражения или форме. <...>
3. Единство слога. Не должно, однако, разуметь под именем разнообразия сей развязанности слога, когда все выражения делают столько различных кусков, оторванных от различных материй и связанных вместе. Это было бы противно единству слога, третьему свойству его, столько же существенному.
Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь главный тон, который бы покрывал, так сказать, собой все прочие, так, в музыке все голоса различны, но все подчинены главному тону, который идёт в продолжение всей пьесы. Сей-то род гармонии, разнообразной в частях и единой в целом, необходимо нужен в слоге. Отрывы и падения из слога высокого в слог низкий, из красивого в посредственный не могут ничего другого произвесть, как разногласие и дикость. <...> О произношении. Те не знают истинного начала красноречия, которые думают, что предубеждающая внешность не нужна в ораторе. Они не знают, что самоё существо витийства основано на предубеждении, ибо основано на страстях, и вития не что другое есть, как человек, обладающий таинством двигать по воле страсти других и, следовательно, отнимать у разума холодную его и строгую разборчивость, воспламенять воображение и отдавать ему похищенные права рассудка. <... > О правилах произношения. <... > Начало слова всегда почти должно произносить тоном средним и умеренным, с приятной простотой, короткостью и непринуждением. Сильное напряжение голоса и руки во вступлении не сообразно с спокойным состоянием понятий слушающих; надобно их постепенно возвышать и настраивать на свой тон, чтоб после сделать счастливое на них ударение. Сверх сего, начав сильно, нельзя не ослабить к концу и тем самым опустить внимание слушателей и оставить слово без действия. Надобно, чтоб лицо, голос и руки — всё оживлялось час от часу более и чтоб конец или заключение было самое разительнейшее место в слове. Здесь должны открыться во всём своём пространстве все наружные дарования оратора, чтоб докончить потрясение умов и сделать удар, который бы долго раздавался в их сердце.
А. КОНИ
СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ § 1
Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по возможности полный план и пройти по нему несколько раз. Ещё лучше — написать речь и, тщательно отделав её в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи.
План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.
§4
Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Всё это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.
Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает всё, что ещё осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек — Альва Томазо Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».
Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.
В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые нет-нет да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора.
§6
Говорить следует громко, ясно, отчётливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убеждённость, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного — взрослым, скучного — молодёжи.
§11
Лектор должен быть в достаточной мере освещён: лицо говорит вместе с языком.
§19
Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи.
Привлечь внимание слушателей — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребёнка, невежды, интеллигента и даже учёного) возбуждается простым интересом (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).
Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнётся движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно:
1) краткостью, 2) быстрым движением речи, 3) краткими освежающими отступлениями.
Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. <...>
Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей. <...>
Конец речи должен закруглить её, то есть связать с началом. <...> Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутьё, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего.
§20
Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., чтобы был естественный переход от одного к другому. <... >
А. МИРТОВ
УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО Выступление
Первое выступление имеет большое значение для вашего ораторского развития. Успех или неуспех первых шагов часто навсегда определяют дальнейшую деятельность.
Вот некоторые советы для начинающих:
1. Начинайте с коротких выступлений, без расчёта на эффект. Лучше всего первоначально примите участие лишь в общем собрании, в общем диспуте или обсуждении какого-либо положения.
2. Не развивайте более одной мысли в каждом выступлении.
3. Не выступайте с речью, не продумав вопроса, так сказать, до конца.
4. Учитесь ораторскому искусству у лучших ораторов: если нет возможности их слушать, то читайте их речи. Следите, как эти речи построены и какими приёмами (стилистическими) пользуется оратор.
Если в аудитории некоторый шум, хотя бы от передвижения стульев, ходьбы и пр., то после краткого обращения выдержите паузу. Но чуть на секунду водворилась абсолютная тишина, — пользуйтесь случаем: говорите! — Иначе пропустите момент, начинается вновь шум и начало речи пропало.
<...>
Как заставить услышать себя в шуме толпы? Надо начать говорить (без крика) в пределах другой тональности. Однородные звуковые (воздушные) волны взаимно поглощают друг друга (слабые сливаются с сильными), волны же новой тональности (даже иногда очень слабые) могут чётко прозвучать и на фоне громкого шума. Лучше всего резко повысить (без крика!) голос. Однако, едва вас услыхали и смолкли, умейте перейти на более нормальный тон речи. Речь в резко повышенной тональности всегда тягостна для уха.
Повышение тона — приём вступления в речь в шумной аудитории, а не приём произнесения речи. В нормальных же условиях вступайте в речь в обычной тональности, в тональности, что уже звучала до вас. Повышать же тон всей речи опасно: если противник не потеряется, то он будет вам отвечать, и отвечать, конечно, в условиях вашей же (теперь повышенной) тональности.
Характер речи вообще заразителен, а тональность её — особенно. Не повышайте без нужды тона речи! Отсюда и ещё можно сделать ценный вывод: хотите успокоить толпу — перейдите в речи на тональность, соответствующую самой спокойной, неторопливой, рассудительной речи.
Речь должна быть ясной – необходимо выделить все, что непосредственно относится к теме и донести его таким образом, чтобы он был понятен слушателю.
Текст должен быть цельным – он должен освещать какую-либо одну проблему, не отвлекаясь на незначительные мелочи или ненужные подробности. Основной критерий – текст можно сокращать таким образом, чтобы его смысл при этом не терялся.
Для лектора на втором месте по значимости, после грамотно написанного текста, следует правильная дикция. Говорить следует не слишком громко, уверенно, немонотонно и четко.
Также для лектора очень важно удерживать на своей речи внимание слушателей. Для этого требуется уверенность в себе: отсутствие боязни зрителей – первый шаг на пути к удачному выступлению. Этому же способствует и грамотная подготовка к выступлению, прочтение текста и его тщательный анализ, знание предмета.

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету Русский язык, которые посещают 10-11 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством "Учебник", которая была написана автором/авторами: Гольцова. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.


Смотреть другие ГДЗ из этого учебника: