Все ГДЗ

Параграф 7 ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс по истории - ответы

ГДЗ #1

Картинка ГДЗ - Параграф 7 ГДЗ Арсентьев Данилов 9 класс по истории Вариант 1
Еще ГДЗ
Еще ГДЗ
Еще ГДЗ
Еще ГДЗ
Еще ГДЗ
Параграф 7. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в.
В чём состояли особенности экономического развития России в период правления Александра I? Как повлияла на экономику страны Отечественная война 1812 г.?
В первой четверти XIX в. в экономике России всё более явственно проявлялись капиталистические тенденции: вырос рынок вольнонаёмного труда, усилились связи крестьянских и дворянских хозяйств с рынком, развивалось отходничество. В то же время прочные основы в экономике по-прежнему имела феодально-крепостническая система: крупные дворянские вотчины являлись главными поставщиками хлеба за границу, сохранялась община и барщина. Преодолев кризис, связанный с потерями в Отечественной войне 1812 г., экономика России вышла на устойчивые темпы развития: к 1825 г. по сравнению с началом XIX в. более чем вдвое увеличилось количество фабрик, выросла техническая оснащенность предприятий и протяженность путей сообщения.
Вспомните, когда и при каких обстоятельствах Россия присоединилась к континентальной блокаде. В чём состояла её суть?
Россия присоединилась к континентальной блокаде в результате подписания Тильзитского мира. Её суть заключалась в прекращении торговли с Англией.

1. Можно ли назвать кризисом ситуацию в экономике после событий 1812-1814 гг.? Поясните свой ответ.
Общий объем материальных убытков за годы Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии составил 1 млрд рублей. Это была гигантская сумма, если учесть, что годовые доходы государства не превышали обычно 100 млн рублей. Разоренным оказались западные районы страны, наиболее пострадавшие от войны. Тяжелым бременем для экономики государства стали заботы по восстановлению городов, разрушенных войной, в первую очередь Москвы. Это все привело к экономическому кризису.
2. Почему помещичьи хозяйства Нечерноземья развивались иначе, чем в черноземной зоне? Назовите важнейшие различия.
Различия объяснялись уровнем плодородия и, следовательно, урожайности земли. В нечерноземных губерниях помещики переводили своих крестьян с барщины на оброк. Чтобы уплатить оброк, доходов не хватало, поэтому крестьяне все больше вовлекались в промыслы и отходничество. Другие помещики увеличивали барскую запашку, урезая крестьянские наделы. Чтобы выжить, крестьяне также вынуждены были заниматься промыслами. В черноземной зоне барщина сохранялась. Крепостных крестьян было выгодно переводить на месячину. Крестьяне лишались при этом своих собственных земельных наделов. Распространена была и частичная оплата за выполнение барщинных работ.
3. Почему сохранение крестьянской общины считают сдерживающим фактором в развитии экономики?
Члены общины коллективно владели землёй и ежегодно устраивали земельные переделы внутри общины между разными семьями. В общине господствовала система круговой поруки. Если одна семья собрала недостаточный урожай, не смогла выплатить оброк, то ей помогала вся община. Эти порядки отчасти мешали росту производительности крестьянских хозяйств, сохраняли уравнительное распределение, сдерживали применение новой техники.
4. Когда была проведена отмена крепостного права в Прибалтике? Какие особенности имела эта реформа.
В 1816 г. Александр I утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян остальных прибалтийских земель — Курляндии и Лифляндии. Ещё по реформе 1804 г. были чётко определены размеры крестьянских повинностей и платежей, а крестьяне признаны наследственными владельцами своих земельных участков. Однако помещиков это не устроило. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать.
5. В чём состоял смысл проекта А. А. Аракчеева по освобождению крестьян?
Главной идеей проекта Аракчеева было освобождение их с земельными наделами. По плану Аракчеева государство должно осуществить постепенный выкуп крестьян у помещиков. Выкупленные государством земли должны были распределяться между освобождёнными крестьянами. Размеры наделов были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.
6. Какова была главная цель правительства при создании военных поселений? Удалось ли её достичь?
Предполагалось, что поселённые в сельской местности войска будут совмещать военную службу с занятиями сельским хозяйством. Этим шагом рассчитывали одновременно и решить крестьянский вопрос, и преодолеть экономический кризис, снизив расходы государства на содержание армии. Суровая регламентация всех сторон хозяйственной жизни, необходимость работать по приказу командира, соблюдать дисциплину, высокие нагрузки — всё это вызывало недовольство военных поселян. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу.

1. Почему в годы правления Александра I в России впервые начали обсуждать вопрос об отмене крепостного права на высшем правительственном уровне?
В правление Александра широкое распространение имели либеральные идеи. О желании решить крестьянский вопрос стали заявлять либеральные помещики белорусских, псковских, петербургских и пензенских земель. Сложная ситуация, вызванная экономическим кризисом после войны 1812 г., также вынуждала правительство искать решение крестьянского вопроса.
2. Почему отмена крепостного права произошла раньше всего именно в Прибалтике? Как вы думаете, мог ли Александр I затем отменить крепостное право во всей стране?
В Прибалтике помещики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимости, но земли им при этом не давать. Там между крестьянами и помещиком существовали особые отношения. Я думаю, император не мог отменить крепостное право во всей России, так как это бы вызвало недовольства среди консервативных помещиков, которых было очень много.
3. Привлекая дополнительную литературу, узнайте подробнее, что собой представляли военные поселения, Составьте небольшой рассказ о жизни и быте военных поселенцев.
Военные поселенцы жили под колпаком у начальства. Каждый день был расписан по минутам, до мелочей регламентированы все стороны жизни. Они вечно боялись провиниться, нарушить правила и устав, потому что за малейшее отступление от казенного шаблона или самоуправство их били розгами и шпицрутенами. Начальство давало крестьянам разрешения на занятия промыслом и торговлей. Женщины не могли рожать детей дома, а должны были явиться для этого дела в штаб. Жениться можно было только с разрешения руководства. Так как взрослые все время выполняли как-то работы, детей поселенцев тоже воспитывало начальство. Жизнь солдат и "осолдаченных" крестьян становилась очень тяжелой. Разумеется, основную часть дня простые солдаты в поселениях посвящали военной подготовке, многочасовым маршам и линейным учениям. Крестьянин совмещал неимоверный труд на поле с фронтовыми занятиями и маршировкой. Иногда приезжал граф Аракчеев, и, если кто-то халтурил, устраивал разнос. После занятий служивых гнали на всякого рода работы: строить дома и дороги, рубить лес, расчищать поля, осушать болота и т.д. Затем солдат должен был ещё подучить своего крестьянина, или его сына. Мальчики начинали проходить военную подготовку с семи лет и автоматически становились солдатами в восемнадцать. По окончании работ всем поселенцам необходимо было привести в порядок дом, улицу, почистить обмундирование. В на следующий день всё по новой.
4. Соберите информацию, показывающую увеличение количества фабрик и мануфактур за период с 1804 по 1823 г.
В "Кратком курсе" указано, что "до 60-х годов прошлого столетия в России было очень мало фабрик и заводов" . Затем, если сопоставить цифры с данными о числе фабрик пореформенного периода, вывод будет весьма парадоксальный и сразу покажет неверность этих цифр. Это сопоставление покажет, что в феодально-крепостной период мануфактур было значительно больше, чем в капиталистический период, когда, как указывал В. И. Ленин, фабрик в Европейской России в 1866 г. было максимум 2,5 - 3 тысячи, в 1879 г. - около 4,5 тысячи, в 1890 г. - около 6 тысяч.
5. Используя Интернет, сравните судьбы A. А. Аракчеева и М. М. Сперанского. Удалось ли им реализовать свои планы?
Граф Аракчеев отказался принимать участие в подавлении восстания. В результате царь отправил его в отставку. Граф был уволен в бессрочный отпуск на лечение. Он числился на службе до 1832 года. С 1827 года он занимался своим имением в Грузино. Аракчеев открыл там госпиталь, наладил быт крестьян. Не стало Алексея Андреевича 21.04.1834. После воцарения Николая I Сперанскому было поручено составить полный свод законов Российской Империи от времен правления Алексея Михайловича до Александра I. Эту задачу Сперанский выполнил в 4 года (1826-1830 гг.). За свою государственную деятельность в 1839 г., незадолго до смерти, Сперанский был пожалован титулом графа. Аракчееву в основном удалось реализовать свои планы, а Сперанскому удалось в небольшой степени.

На этой странице вы сможете найти и списать готовое домешнее задание (ГДЗ) для школьников по предмету История, которые посещают 9 класс из книги или рабочей тетради под названием/издательством "История России", которая была написана автором/авторами: Арсентьев, Данилов. ГДЗ представлено для списывания совершенно бесплатно и в открытом доступе.


Смотреть другие ГДЗ из этого учебника: